ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Специальный доклад
Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Общая информация 3
Руководство компании 4
Президент и председатель правления ОАО «РЖД» 4
Правление ОАО «РЖД» 11
Совет директоров ОАО «РЖД» 29
Организационная структура ОАО «РЖД» 36
История ОАО «РЖД» (до 2008 года) 50
Современный этап деятельности 57
Планы по приватизации железнодорожной отрасли 67


Общая информация

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») было учреждено постановлением № 585 Правительства РФ от 18 сентября 2003 года. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли (с 2001 по 2003 годы). Первый этап реформы фактически был подготовительным и заключался в разделении функций государственного регулирования и хозяйственного управления в системе железнодорожного транспорта; а также подготовке создания ОАО «РЖД».
При передаче функций управления железнодорожным транспортом от Министерства путей сообщения РФ (МПС упразднено в ходе административной реформы весной 2004 года), ОАО «РЖД», получило 987 предприятий из 2046, входивших в систему МПС (95 % по стоимости активов ведомства). Технология перевозок, структура владения и система управления железных дорог при передаче не изменились.
Вторым этапом реформирования железнодорожной отрасли, который длился с 2003 по 2005 годы, стало проведение в кратчайшие сроки оптимизации структуры управления «РЖД». Основной целью, стоявшей перед руководством компании, было создание дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности:
  1.  грузовые перевозки;
  2.  пассажирские перевозки дальнего сообщения;
  3.  пассажирские перевозки пригородного сообщения;
  4.  предоставление инфраструктурных услуг;
  5.  предоставление услуг социальной сферы;
  6.  предоставление услуг локомотивной тяги;
  7.  ремонт подвижного состава;
  8.  строительство объектов инфраструктуры;
  9.  телекоммуникации;
  10.  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  11.  прочие виды деятельности.
Попутно должно было исчезнуть перекрестное субсидирование направлений деятельности «РЖД». В результате к настоящему времени было создано 84 дочерних и зависимых общества ОАО «РЖД». Таким образом, на данный момент госхолдинг владеет акциями (долями) 169 обществ, в том числе:
  1.  96 дочерних обществ (доля ОАО «РЖД» в уставном капитале дочерних обществ составляет более 50%);
  2.  53 зависимых обществ (доля ОАО «РЖД» в уставном капитале зависимых обществ составляет от 20 до 50%);
  3.  20 обществ, вклад ОАО «РЖД» в уставные капиталы которых составляет менее 20%.
Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От ее имени полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Оно утверждает в должности президента общества, ежегодно формирует Совет директоров и утверждает годовые отчеты, формирует органы правления компании.

Руководство компании

К руководству ОАО «РЖД» относятся президент компании, правление, и Совет директоров.

Президент и председатель правления ОАО «РЖД»

Президент является председателем правления компании и имеет право предоставить в Совет директоров инициативу по отставке любого члена правления. Президента «РЖД» назначает Правительство РФ, Совет директоров не принимает участия в утверждении президента и не имеет права отправить его в отставку.
Президентом «РЖД» с 2005 года является Владимир Якунин. В июне 2011 года В.Якунина был переназначен главой «РЖД» в третий раз. Одновременно был продлен срок полномочий президента компании до 4-х лет (ранее президент назначался на 3 года).
Краткая биография
Владимир Иванович Якунин родился 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области в семье военных. Долгое время жил в Эстонии, затем вместе с семьей переехал в Ленинград, где окончил школу и поступил в Ленинградский механический институт (сейчас Балтийский государственный технический университет).
В 1972 году окончил институт по специальности «Производство летательных аппаратов».
С 1972 по 1975 год работал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии.
С 1975 по 1977 проходил службу в Советской Армии. По некоторым данным обучался в Краснознаменном институте разведки (ныне Академия внешней разведки).
В 1977 - 1982 годах работал старшим инженером в комитете по внешнеэкономическим связям при Совете министров СССР (одновременно с Михаилом Фрадковым).
С 1982 по 1985 год – начальник иностранного отдела в Физико-техническом институте им. А.Иоффе АН СССР (ФТИ) (одновременно в институте работал Андрей Фурсенко).
С 1985 по 1991 год работал в постоянном представительстве СССР при ООН вторым, затем первым секретарем.
С июня 1991 по апрель 1992 года - главный консультант ТОО «Темп», с 1991 года – вице-президент НПП «Темп».
С 1992 по 1997 год - генеральный директор АО «Бикар»; председатель Совета директоров АОЗТ «Международный деловой центр»; член Совета директоров банка «Россия» (вместе с Юрием Ковальчуком, А.Фурсенко), член Совета директоров Балтийского морского пароходства.
С 1997 по 2000 год – начальник Северо-Западной инспекции Главного контрольного управление президента РФ.
С 1999 по декабрь 2005 года - председатель Совета директоров ОАО «Компания «Усть-Луга».
С 2000 по 2002 год - заместитель министра транспорта (министр – Сергей Франк).
С апреля 2001 года был председателем Совета директоров ОАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство).
С января 2002 по апрель 2003 года был председателем Совета директоров ОАО «Восточный порт» (город Находка).
В 2002 - 2003 годах – первый заместитель министра путей сообщения (министр – Геннадий Фадеев3).
С мая 2002 года - член Совета директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».
С мая 2003 года - член Совета директоров ОАО «Траснкредитбанк».
С 2003 года по 2005 год – первый вице-президент в ОАО «РЖД». В.Якунин был перешел в «РЖД» вслед за назначением его начальника в МПС Г.Фадеева главой «РЖД».
С июня 2004 года - член Совета директоров ОАО «РЖД».
С августа 2004 года - председатель Совета директоров ЗАО «Компания ТрансТелеКом».
С октября 2004 года - сопредседатель координационного совета по строительству Морского торгового порта «Усть-Луга».
С июня 2005 по настоящее время – президент ОАО «РЖД». (В 2005 году назначен премьер-министром Михаилом Фрадковым, в 2008 и 2011 году переназначен В.Путиным). Срок полномочий В.Якунина истекает в 2015 году.
Политические позиции
Политическое влияние и лоббистские возможности В.Якунина определяются в первую очередь его связями с главой Правительства В.Путиным и ближайшим окружением премьера.
До переназначения В.Якунина президентом «РЖД» ходили слухи, что позиции Якунина несколько ослабли из-за конфликтов с министром транспорта Игорем Левитиным, генеральным директором «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым, и ослабления группы «православных чекистов» (в нее входят губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и бывший директор ФСКН Виктор Черкесов). Но повторное утверждение Якунина главой «РЖД», а также увеличение срока его полномочий доказывает, что, если политические позиции Якунина в последнее время и ослабли, то незначительно. По крайней мере, в руководстве «РЖД» Якунин остается наиболее влиятельной персоной.
Связь В.Якунина с В.Путиным и его окружением
С В.Путиным и В.Якунин связан через Первое главное управление (ПГУ - внешняя разведка) КГБ СССР. По некоторым сведениям, В.Якунин работал во внешней разведке с 1977 по 1991 год, и именно тогда познакомился с нынешним премьером В.Путиным. С большой вероятностью В.Якунин являлся сотрудником КГБ, работая в Госкомитете по внешнеэкономическим связям, отделе по внешним связям в ФТИ и в постпредстве при ООН.
Прямого подтверждения этой информации нет, но достоверно известно, что с 1991 года Якунин работал с В.Путиным по линии Правительства Санкт-Петербурга. Работая в команде председателя Комитета по внешним связям мэрии В.Путина, В.Якунин занимался привлечением иностранных инвестиций в Санкт-Петербург через АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества».
С того момента между нынешним премьером и главой «РЖД» сложились личные дружеские отношения. В.Якунин и В.Путин являются соучредителями дачного кооператива «Озеро». Другими учредителями кооператива являлись Юрий и Михаил Ковальчуки, Сергей и Андрей Фурсенко4, и другие. После избрания В.Путина президентом РФ, все члены кооператива заняли ответственные посты в органах государственной власти и высокое положение в бизнесе. 
Состав дачного кооператива «Озеро»
  1.  Владимир Путин - председатель Правительства РФ;
  2.  Юрий Ковальчук - владелец АБ «Россия», «Национальной медиа-группы» и страховой группы «Согаз»;
  3.  Михаил Ковальчук - член-корреспондент РАН;
  4.  Андрей Фурсенко - министр образования и науки РФ с 9 марта 2004 года;
  5.  Сергей Фурсенко - глава Российского Футбольного союза, бывший президент «Национальной медиа-группы»;
  6.  Виктор Мячин - председатель правления АБ «Россия»;
  7.  Владимир Якунин - глава ОАО «РЖД»;
  8.  Владимир Смирнов - советник директора «Атомэнергопрома»;
  9.  Николай Шамалов – совладелец АБ «Россия».
С конца 1990-х годов карьера В.Якунина тесно связана с карьерой Путина. В 1997 году В.Путин возглавил Главное контрольное управление Президента, В.Якунин тогда же стал начальником Северо-западной инспекции Контрольного управления. После победы В.Путина на президентских выборах в марте 2000-го года, В.Якунин получил должность замминистра в Министерстве транспорта.
В 2008 году Якунин назывался одним из возможных преемников В.Путина на посту президента, что объяснялось их личной дружбой. Несмотря на то, что данный прогноз не оправдался, В.Путин по-прежнему выступает защитником интересов В.Якунина, дважды (в 2008 и 2011 годах) переназначив В.Якунина главой «РЖД».
Тесные связи с В.Путиным позволяют В.Якунину отстаивать свои личные интересы и интересы «РЖД»: компания получает значительную финансовую поддержку от государства, а также продолжает сохранять свое монопольное положение на рынке.
Кроме тесных связей с В.Путиным, у Якунина хорошие отношения с М.Фрадковым и Ю.Ковальчуком, а также с – группой т.н. «православных чекистов».
С М.Фрадковым Якунин познакомился в конце 1970-х годов во время работы в Государственном комитете по экономическим связям. Именно М.Фрадков, который с 2004 по 2007 год возглавлял Правительство, подписал распоряжение о назначении В.Якунина главой «РЖД» в 2005 году. С 2007 года М.Фрадков возглавляет СВР и является одной из наиболее влиятельных персон в российской силовой вертикали. Давнее знакомство с М.Фрадковым помогло Якунину занять пост главы «РЖД» в 2005 году и оказывает положительное влияние на политические позиции В.Якунина и сегодня.
Важно отметить тесную связь Якунина с Ю.Ковальчуком, который входит в ближайшее окружение В.Путина и в неофициальной иерархии команды премьер-министра отвечает за банковскую и страховую отрасли, а также медиа-сферу. В начале 1990-х годов В.Якунин при поддержке Правительства Санкт-Петербурга стал одним из учредителей банка «Россия» и, по некоторой информации, является миноритарным акционером банка до сих пор. У главы «РЖД» по-прежнему сохраняются дружеские отношения с братьями Юрием и Михаилом Ковальчуками, и последние выступают на стороне В.Якунина в ходе конфликтов внутри и между различными группами влияния в руководстве страны.
В.Якунина вместе с Г.Полтавченко и В.Черкесовым причисляют к группе «православных чекистов», одной из задач которой является финансирование РПЦ и ее проектов. В.Якунин возглавляет Попечительский совет Фонда Святого Андрея Первозванного, а его жена Наталья Якунина – попечительский совет Центра национальной славы «Святость материнства». Политическая роль РПЦ возросла многократно за последние годы, и особенно – с приходом нового Патриарха Кирилла. Однако, политические возможности Якунина, обусловленные связью с РПЦ, в последнее время оказались не слишком значительными: В.Якунина связывали хорошие отношения с Патриархом Алексием II (скончался в декабре 2008 года). С новым главой РПЦ отношения В.Якунина складываются не слишком успешно.
Г.Полтавченко и В.Черкесов сегодня также потеряли значительную часть своего политического влияния. Это в меньшей степени относится к Г.Полтавченко, который 31 августа 2011 года был назначен губернатором Санкт-Петербурга (ранее занимал должность Полномочного представителя Президента в ЦФО). Несмотря на то, что назначение Г.Полтавченко на новую должность можно рассматривать как повышение его статуса, ресурс его влияния на федеральном уровне остался незначительным.
Что касается В.Черкесова, по всей видимости его политическую карьеру можно считать законченной. В 2008 году В.Черкесов потерял пост главы ФСКН в результате т.н. «войны спецслужб»: в 2007 году противостояние между руководителем ФСБ Николаем Патрушевым и главой ФСКН В.Черкесовым вылилось в открытый конфликт, по итогам которого оба руководителя были отправлены в отставку. Тогда же В.Черкесов получил не слишком значительную должность главы Федеральной службы по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств. В 2010 году В.Черкесов был отправлен в отставку, и на данный момент не занимает никакой должности в исполнительной вертикали.
В качестве наиболее заметных политических противников В.Якунина в последнее время выступали И.Левитин и С.Чемезов.
Конфликт В.Якунина с И.Левитиным
В 2010 году конфликт между «РЖД» и министерством транспорта, возглавляемым И.Левитиным, спровоцировал слухи о возможной отставке В.Якунина: эксперты и пресса считали вероятным исходом «войны» между двумя структурами отставку их глав, как это случилось с «войной спецслужб». Противостояние между Минтрансом и «РЖД» по поводу направления развития отрасли несколько раз проявилось публично. В частности, в 2007 году, когда Минтранс внес в Правительство свой план организации рынка железнодорожных перевозок, отличный от концепции «РЖД», подготовленной совместно с Федеральной службой по тарифам. В тот момент в Правительстве наиболее предпочтительным считался план Левитина, из-за чего возник очередной виток слухов о том, что В.Якунин теряет влияние и может лишиться поста президента «РЖД».
Еще одно столкновение между «РЖД» и Минтрансом проявилось в инициативе И.Левитина сократить средства на финансирование «РЖД», предусмотренные инвестиционной программой компании на 2010-2015 годы. В совещании по обсуждению инвестпрограммы принимали участие, помимо В.Якунина и В.Путина, Министр финансов А.Кудрин и Министр транспорта И.Левитин. В.Якунин заявлял, что для обеспечения готовности подвижного состава и инфраструктуры железных дорог к прогнозируемым к 2015 году объемам перевозок (с учетом олимпийских проектов), потребуется увеличить государственную поддержку минимум до 400 млрд. руб. в виде целевых взносов в уставный капитал компании. И.Левитин же настоял на том, чтобы было принято решение не пересматривать инвестиционную программу «РЖД» на 2010 год (бюджет уже был утвержден), а вопрос о покрытии дефицита средств, необходимых для реализации проектов, связанных с подготовкой Сочи-2014, рассмотреть отдельно5.
Публичные конфликты между «РЖД» и Минтрансом могут не выглядеть как серьезное противостояние. Основная борьба – непубличная, и разворачивается из-за контроля над отраслью. Пока «РЖД» сильнее, гарантируя себе некоторую автономию от Минтранса и возможность диктовать правила в отрасли железнодорожных перевозок.
В то же время, несмотря на конкуренцию между возглавляемыми ими структурами, на данный момент отношения между И.Левитиным и В.Якуниным выровнялись. Одним из стабилизирующих факторов является бизнес-связь между главами «РЖД» и Минтранса. В частности, по некоторым данным, И.Левитин через дочь Юлию Левитину (Звереву) является бенефициаром ряда компаний, связанных с «РЖД», и заинтересован в поддержке В.Якунина в качестве главы «РЖД».
Конфликт В.Якунина с С.Чемезовым
Противостояние между В.Якуниным и главой «Ростехнологий» С.Чемезовым развернулось в ходе борьбы за контроль над ОАО НПК «Уралвагонзавод» в 2008 году. «РЖД» рассчитывало разделить вагоностроительный и военно-промышленные производства «Уралвагонзавода», и отдать вагоностроительное производство под контроль ЗАО «Трансмашхолдинг»6, а «Ростехнологии» - получить полный контроль над заводом и создать на его базе холдинг по выпуску военной техники.
Противоборство завершилось в пользу «Ростехнологий». В 2008 году в ходе административной реформы было упразднено Федеральное агентство по промышленности, которому принадлежало 100% акций «Уралвагонзавода». Несмотря на противоборство со стороны «РЖД», «Уралвагонзавод» перешел полностью под контроль «Росимущества». Генеральным директором компании стал Олег Сиенко, выступивший против разделения производства.
Репутация В.Якунина
Умение выстраивать профессиональные и личные связи – наиболее важное качество В.Якунина, которое обеспечило ему карьерный рост и благотворно сказывается на позициях «РЖД».
В.Якунин практически не занимается непосредственно управлением компанией: основной его задачей является лоббирование ее интересов. В этом отношении деятельность В.Якунина можно считать успешной. Хотя в последнее время, Правительство все менее охотно идет на дополнительное финансирование ОАО «РЖД». Отчасти это связано с тем, что у «РЖД» едва ли не самые большие запросы на госфинансирование из всех госкомпаний.
Оценка эффективности В.Якунина как управляющего не столь однозначна. Оценка деятельности Якунина напрямую связана оценкой итогов реформы железнодорожной отрасли, длившейся с начала 2000-х годов: именно с приходом В.Якунина начался наиболее активный этап реструктуризации российских железных дорог. Итоги реформы «РЖД» сложно назвать однозначными, они вызывают как положительные, так и отрицательные оценки экспертов. На данный момент реформа не завершена, в 2012 году начнется четвертый ее этап. Стоит отметить, что сроки реформы затягиваются: российская железнодорожная инфраструктура до сих пор занимает промежуточное положение между госмонополией и частными компаниями, играющими по правилам свободного рынка.
ОАО «РЖД» сложно назвать экономически эффективной компанией: ее развитие обеспечивается во многом за счет финансовых вливаний со стороны государства и сохраняющегося монопольного положения. Часть проектов, которые лоббировал лично В.Якунин, не представляются коммерчески оправданными (в частности – скоростные поезда).
Глава «РЖД» отличается неумеренной тягой к роскоши, за что не однократно подвергался критике. В 2009 году В.Путин, по неофициальной информации, в ответ на просьбу В.Якунина оказать господдержку «РЖД», якобы посоветовал последнему просто продать свой замок в Подмосковье, а средства перечислить в фонд помощи компании.
В то же время В.Якунин остается игроком команды В.Путина, его положение можно назвать стабильным. В целом, не смотря на все конфликты, проблемы компании и имиджевые неудачи Якунина, глава «РЖД» по-прежнему воспринимается как один из самых крупных и влиятельных игроков российской политической и бизнес сцены.

Правление ОАО «РЖД»

Членов правления «РЖД» условно можно разделить по их профессиональной принадлежности (отрасли, в которой строилась их карьера) на группы «профессиональных железнодорожников» и «посторонних специалистов».
Возглавляет правление В.Якунин.
Группа «профессиональных железнодорожников»
Большая часть членов является