А.Лунева
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЗБЕКИСТАНА И СЦЕНАРИИ ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ
Москва, 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ
СИСТЕМА ВЛАСТИ 3
СЦЕНАРИИ ПЕРЕДАЧИ  ВЛАСТИ 11
Передача власти представителю  Семьи. 13
Передача власти «несемейным» группам 14
Пожизненное президентство 18
Силовой сценарий перехода власти 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СИСТЕМА ВЛАСТИ

Узбекистан является  президентской республикой с весьма жесткими ограничениями  свободы маневра для всех ветвей власти, исключая пост президента. В соответствии с Конституцией, Президент является главой государства и исполнительной власти. Президент пользуется неограниченной властью и является центральной фигурой, определяющей политический и экономический курс страны. Полномочия президента распространяются также на вопросы государственной политики, которые формально относятся к компетенции законодательной или судебной властей. В отличие от других стран Центральной Азии, президент Узбекистана не может быть отрешен от власти – Конституция страны не предусматривает понятия импичмента.
Ислам Каримов был избран президентом в 1990 году. 26 марта 1995 года президентские полномочия И.Каримова были продлены до 2000 года. На выборах 9 декабря он был избран на второй срок. В 2002 году на референдуме было принято решение продлить президентские полномочия с 5 до 7 лет. Эта норма была сразу применена к И.Каримову, в результате чего следующие выборы были проведены в декабре 2007 года.
В 2003 году узбекский парламент принял «Закон об основных гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан», согласно которому экс-президент, чтобы ни случилось, будет обладать неприкосновенностью и иммунитетом. Его нельзя будет привлечь ни к уголовной, ни к иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.
Таким образом, позиции И.Каримова в Узбекистане прочны, выстроенная политическая система «заточена» под него и позволяет его окружению контролировать происходящее в стране.
Институциональной спецификой Узбекистана является отсутствие Администрации Президента как самостоятельного властного центра. Прещзидент, по Конституции, формирует Аппарат Президента, который имеет статус консультативного органа. Тем не менее, Аппарат Президента оказывает непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны. В структуру Аппарата Президента входят секретарь Совета Безопасности и управляющий делами Аппарата Президента.
Парламент и партии играют второстепенную роль в политической жизни. Ограничение сферы влияния политических и общественных организаций крупными городскими центрами, прежде всего столицей и  отсутствие в политической культуре состязательности и демократичности выборного процесса привели к отсутствию оппозиции и доминированию ориентированных на власть политических организаций.
В Узбекистане запрещены практически все оппозиционные партии: «Бирлик», «Эрк», Исламское движение Узбекистана запрещены. Единственной разрешенной, но незарегистрированной  партией является «Озод дехконлар» («Свободные крестьяне»). Официальная пропаганда связывает оппозицию с  крайним исламизмом, хотя «Бирлик» и «Эрк», скорее, националистические партии, а «Озод дехконлар»– светская крестьянская партия.
Численность «Озод дехконлар», созданной в конце 2003 года, оценивается примерно в 100 тыс. человек. Руководит партией Нигара Хидоятова. Идеологический лидер – Бабур Маликов, проживающий в США. Основу программы партии составляет смещение представителей нынешней власти конституционным путем.
 
Официально в Узбекистане зарегистрированы 5 партий:
  1.  Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат»
  2.  Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» (
  3.  Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП)
  4.  Народно-демократическая партия Узбекистана
  5.  Национально-демократическая партия «Фидокорлар».
СДПУ «Адолат», «ДПУ «Миллий тикланиш» и УзЛиДеП входят в проправительственный блок, причем Либерально-демократическая партия заявляет о себе как о пропрезидентской (в 2007 году выдвигала И.Каримова кандидатом в президенты). Народно-демократическая партия позиционирует себя как партия оппозиционного парламентского меньшинства.  Члены этих партий являются депутатами Законодательной палаты и занимают ответственные посты в органах местной исполнительной власти на различных ее уровнях, что позволяет исполнительной власти практически полностью контролировать политические партии.
Парламент  - Олий Мажлис  - состоит из двух палат: Законодательной и Сената. Выборы в нижнюю палату прошли вдекабре 2009 - январе 2010 года. В итоге места получили 4 партии, 15 мест было зарезервировано для Экологического движения Узбекистана:
  1.  Либерально-демократическая партия — 53 места
  2.  Народно-демократическая партия — 32 места
  3.  Партия «Миллий тикланиш» — 31 место
  4.  Социал-демократическая партия «Адолат» — 19 мест
Сенат состоит из 100 сенаторов. В соответствии с ст. 77 Конституции, президент назначает 16 сенаторов. Остальные избираются местными советами народных депутатов из числа областных и районных хокимов (мэры), хокима г. Ташкент, председателя Жугорги Кенеса Каракалпакстана и других активистов и местных народных депутатов.
Ключевую роль в существующем в Узбекистане балансе сил играют не официальные структуры, а межклановые и межгрупповые взаимоотношения. С советских времен региональная общность выступала основным критерием рекрутирования элиты, что создавало в рядах исполнительной власти прочные группы, скрепленные личностно-территориальными связями.
К крупнейшим кланам относятся:
- Самаркандско-бухарский (Самаркандская, Бухарская, Джизакская и Навоийская области);
- Ташкентский (г. Ташкент и Ташкентская область);