Центр политической информации
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
ПОСЛЕ РЕФОРМЫ
(апрель 2013 года)
Москва, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ
[1] ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
[1.1] ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
[1.1.1] Перекрестное субсидирование
[1.2] УКРУПНЕНИЕ ИГРОКОВ И РАЗВОРОТ РЕФОРМЫ
[1.3] ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ
[2] СОБСТВЕННИКИ ЭНЕРГОКОМПАНИЙ
[2.1] ГОСКОМПАНИИ
[2.1.1] ФГУП «Росэнергоатом»
[2.1.2] ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»
[2.1.3] ОАО «РУСГИДРО»
[2.1.4] «РОССЕТИ» (ОАО «ФСК» И ХОЛДИНГ МРСК)
[2.1.5] ОАО «ГАЗПРОМ ЭНЕРГОХОЛДИНГ»
[2.2] ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ
[2.2.1] «КЭС-ХОЛДИНГ»
[2.2.2] ОАО «СУЭК»
[2.2.3] ЕСН
[2.2.4] ООО «ЕВРОСИБЭНЕРГО»
[2.2.5] ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ
[2.2.6] «E.ON RUSSIA»
[2.2.7] FORTUM
[2.2.8] ENEL
[3] ВЫВОДЫ

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

2012 год принес в электроэнергетику новую систему принятия решений, основанную на противовесах. На одной стороне – И.Сечин с «Роснефтегазом» и президентской комиссией по ТЭКу, на другой – правительство и профильный вице-премьер Аркадий Дворкович. В результате противостояние между этими лагерями ведет к конфликтам по поводу роли государства в энергетике, консолидации госактивов и дальнейшего развития отрасли в целом.
В результате к настоящему моменту были приняты решения, связанные с реконфигурацией структуры ряда сегментов отрасли:
  •  консолидация электросетей пошла запущена  в противоположную сторону:  не ФСК будет управлять ХМРСК, а, наоборот, холдинг, переименованный в «Российские сети», получит в управление ФСК (без участия «Роснефтегаза»).
  •  докапитализация «РусГидро», по указу президента, пройдет по схеме правительства, на 50 млрд. руб. дивидендов от «Роснефтегаза».
  •  «Интер РАО»  должно в перспективе перейти к «Роснефтегазу».
В результате очевидно два тренда: отсутствие единого центра принятия решений по отрасли, что чревато продолжением метаний в поисках оптимальной формы развития энергорынка, и продолжение роста доли государства.
Борьба между правительством и Администрацией президента вылилась в жесткую правку списков кандидатов в советы директоров энергокомпаний (ХМРСК; должен стать компанией «Российские сети», «РусГидро» и «Системного оператора ЕЭС» (СО). Из списков, одобренных А.Дворковичем  были выведены практически все кандидаты, во времена А.Чубайса работавшие в отрасли. Так, в списке ХМРСК были заменены 9 из 15 кандидатур, в списке СО – 4 из 7, в «Русгидро» - 4 из 12.
Что касается списка «вычеркнутых», то в него вошли Александр Волошин, Юрий Удальцов,СеппоРемес (последние два жестко критиковали нынешние действия правительства и участвовали в выработке дальнейшей стратегии реформирования энергетики. Их в основном заменили люди, так или иначе связанные с И.Сечиным:
Борис Аюев, Вячеслав Кравченко, ЕвгенийДод, Сергей Шматко, Олег Бударгин, Александр Муров.
Также в списках оказались менеджеры компаний, близких «Роснефтегазу» и «Роснефти»: экс-заместитель Минэнерго Андрей Шишкин, президент ВБРР Елена Титова, вице-президент ENI Эрнесто Ферленги, глава «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук ,президент GE по России и СНГ Рональд Поллетт
Впрочем, представляется, что торг по кандидатурам продолжится. Тем не менее, видно, что кадровая скамейка у обеих сторон коротка, среди списочников есть открыто несамостоятельные персоны. Отметим также, что в советы директоров не предложены представители некоммерческих структур, связанных с энергетикой, сотрудники аналитических структур, независимые директора.
Еще одним новшеством на рынке поставок электроэнергии может стать смена гарантирующего поставщика из-за высоких долгов на ОРЭМе. Наблюдательный совет долго не мог принять такое жесткое решение,  однако в конце января было объявлено, что 6 из 7 энергосбытов «Энергострима», являющихся гарантирующими поставщиками (ГП) Омской, Орловской, Ивановской, Пензенской, Курской и Брянской областей, лишились своего статуса. В итоге дочерние структуры ХМРСК получили статус гарантирующих поставщиков на срок не более 12 месяцев, до проведения конкурса на право стать новым ГП.
Структура «Энергострима»
Новый ГП
«Омскэнергосбыт»
МРСК Сибири
«Орелэнергосбыт»
МРСК Центра
«Ивэнергосбыт»
МРСКЦентра и Привольжья
«Пензаэнергосбыт»
МРСК Волги
«Курскрегионэнергосбыт»
МРСК Центра
«Брянскэнергосбыт»
МРСК Центра
«Волгоградэнергосбыт»
МРСК Юга (под вопросом)
«Волгоградэнергосбыт» остается под вопросом, так как его долги связаны с неплатежами одного крупного предприятия. Впрочем, если ситуация будет ухудшаться, структура последует за другими.
Таким образом, с 1 февраля 2013 года функции гарантирующего поставщика электроэнергии на территории регионов, обслуживаемых этими сбытами, переходят к МРСК Центра и Приволжья, МРСК Волги, МРСК Сибири и МРСК Центра, причем последняя будет нести ответственность за сбор средств потребителей сразу в трех областях.
Не исключено, что за право стать ГП может побороться и «Интер РАО», в особенности в регионах своего присутствие – И.Сечин ранее заявлял, что сбытовые структуры компании готовы играть роль ГП, а в будущем – стать центром консолидации сбытового бизнеса в России. Ранее ИРАО заявляла о намерении занять 25% на рынке сбыта электроэнергии в России к 2015 году, а при условии выхода на бывшие «вотчины» «Энерегострима» можно быстро достичь этой цели.
По данным МВД, в феврале против компании «Энергострим» было возбуждено 6 уголовных дел. А в адрес Минэнерго президент высказал серьезные претензии о несвоевременности реагирования на проблему. В результате Минэнерго предложило ряд мер по ликвидации долгов:
1. Ужесточение ответственности управляющих компаний и ТСЖ, также закрепление за генкомпаниями права расторжения договора с управляющей компанией и заключения прямых договоров с гражданами.
2. Введение финансовых гарантий оплаты за электроэнергию по «неотключаемым потребителям».
3. Установление пени за просрочку платежа и за просрочку поставки на уровне примерно 18%, что выше ставки рефинансирования.
4. Законодательное установление возможности подключения субабонентов только наличии возможности технически обеспечить раздельное ограничение режима потребления.
5. Введение штрафов за бездоговорное подключение к сетям и ответственность за нарушение ограничений режима потребления электрической энергии.
6. Возложить на собственников имущества, используемого МУПами и ЖКХ, обязанность принимать меры по погашению задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в случае его передачи другому лицу.
Также в качестве радикальной меры для решения проблемы с неплатежами Совет рынка предложил создать единые платежные организации.. Единая платежная система будет иметь вид регистратора, который должен будет давать акцепт на расщепление платежей по участникам энергоцепи. Платежи потребителей будут поступать на спецсчета, владельцами которых выступят сбытовые и сетевые организации.
Впрочем, против проекта выступила ФАС, посчитав, что у появления такого «распределителя» слишком большой коррупционный потенциал. В результате пилотные проекты, которые должны были стартовать с 1 июля для Пермского края и Волгоградской области, приостановлены по требованию президента.
В апреле «Россети» предложили правительству продлить временные статусы гарантирующих поставщиков для МРСК на 5 лет. Для решения проблемы с задолженностями в секторе это было бы разумное решение, однако по сути оно противоречит основным принципам реформ отрасли
По закону Минэнерго должно провести конкурсы и выбрать новых ГП в течение года. Причины предложения пересмотра практики связаны с тем, что годовой срок слишком мал для планирования стратегии и повышения эффективности работы компании. Новым ГП предстоит истребовать долги и наладить новые контакты с потребителями. Соответственно, для выполнения этих работ, а также планирования 5-летний срок более выгоден, чем годичный.
Между тем, с начала года Минэнерго пытается согласовать с правительством и участниками рынка новую концепцию развития энергорынка. Согласно озвученным в январе принципам, в ее основе будут лежать долгосрочные двусторонние договоры между поставщиками и потребителями электроэнергии, а также отказ от конкурентного отбора мощности (КОМ).
Основные элементы ныне действующей модели будут сохранены. Это коснется и рынка на сутки вперед (РСВ), и балансирующего рынка (БР). Также, по заявлению Минэнерго, концепция не предусматривает пересмотр нынешней модели ДПМ в их нынешнем объеме.
Основным новшеством станет отмена конкурентного отбора мощности. Акцент на заключении долгосрочных договоров между поставщиками и потребителями (т.н. «модель Удальцова»)  нивелирует возможности модели «ДПМ-штрих», которая позволила бы применять механизм ДПМ к проектам по модернизации мощностей. Если последняя предполагает резкий рост влияния государства, то в первом случае его можно будет избежать, хотя и не полностью. Рынок двусторонних договоров должен привести к ускорению  модернизации отрасли, в том числе и через механизмы «гарантированных инвестиций».