Агентство стратегических инициатив
Информационно-аналитическая справка
Москва, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ
[1] История учреждения
[2] Основные текущие проекты: дорожные карты
[2.1] «Поддержка доступа на рынки зарубежных
стран и поддержка экспорта»
[2.2] «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»
[2.3] «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»
[2.4] «Совершенствование таможенного администрирования»
[2.5] Промежуточные результаты некоторых карт и динамика выполнения
[2.6] «Регистрация сделок с недвижимостью» и «развитие конкуренции»
[2.7] Другие карты
[3] Перспективные планы на 2013 год
[4] Наблюдательный совет
[4.1] Сергей Борисов
[4.2] Сергей Воробьев
[4.3] Александр Галушка
[4.4] Валерий Фадеев
[5] Генеральный директор АСИ Андрей Никитин
[5.1] Дирекция
[5.2] Артем Аветисян
[5.3] Дмитрий Песков
[5.4] Владимир Яблонский
[5.5] Александр Пироженко
[5.6] Светлана Чупшева
[5.7] Елена Рудовская
[6]
Экспертный совет
[6.1] «Стратегическое планирование»
[6.2] «Оценка бизнес проектов»
[6.3] «Оценка институциональных изменений»
[6.4] «Развитие молодых профессиональных кадров»
[6.5] «Оценка социальных проектов и инициатив»

История учреждения

Впервые о предстоящем создании Агентства стратегических инициатив (АСИ) премьер-министр РФ Владимир Путин заговорил 6 мая 2011 г. на межрегиональной конференции «Единой России», проходящей в Волгограде. Подробности данного проекта были крайне скудны. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков лишь отметил, что агентство будет представлять собой «социальный лифт для талантливых людей, нуждающихся в качественном рывке». Кроме того, Песков добавил, что идея создания данной организации принадлежит исключительно Путину1.
Меньше чем через месяц, а именно 25 мая, премьер-министр провел первое заседание АСИ, на котором прояснились многие вопросы. Так, стало ясно, что агентство получит статус общественного института при председателе правительства РФ. Это означает, что у агентства не будет функций государственного органа, однако, несомненно, влияние Путина придаст дополнительный вес этой организации2.
Основная задача АСИ – заниматься накапливанием и отбором наиболее перспективных бизнес проектов с целью их дальнейшего продвижения. Также оно будет помогать в получении финансирования и в преодолении административных барьеров. Стало также известно, что новая структура сфокусируется преимущественно на среднем бизнесе, существование которого, по оценкам экспертов, в нашей стране сопряжено с наибольшими трудностями.
У новой организации выделяются три направления работы:
  •  «новый бизнес» (собственно речь идет о перспективных проектах, нуждающихся в поддержке),
  •  «молодые профессионалы» (подготовка необходимых кадров),
  •  «социальные проекты» (помощь пожилым людям и инвалидам).
Кроме того, на заседании Путин рассказал и о структуре новой организации. Так, руководить АСИ будут наблюдательный и экспертный советы (состав и структура – см. соответствующие разделы). Главными функциями наблюдательного совета, который возглавил сам В.Путин, будут определение стратегии и развития агентства, а также одобрение проектов и инициатив. Экспертный же совет будет отбирать наиболее подходящие проекты для наблюдательного совета, а также являться неким посредником между правительством в лице Путина и средним бизнесом. К слову, на заседании премьер объявил, что экспертный совет, а также генеральный директор агентства будут назначаться в результате конкурсного отбора, который на тот момент еще только предстояло осуществить3.
Стоит также отметить, что на презентации, посвященной созданию АСИ, Путин заметил, что не стоит сравнивать его детище с «медведевским» Сколково, что активно пыталась делать деловая пресса, и призвал не искать в проекте никакой политической подоплеки4.
27 июля 2011 г. В.Путин на встрече с активистами АСИ представил нового генерального директора этой структуры. Им стал молодой и известный лишь в узкопрофильных кругах глава компании «Рускомпозит» Андрей Никитин, который на конкурсной основе обошел более двух тысяч претендентов на это место. Выбор премьер-министра оказался довольно неожиданным, так как на этот пост давно прочили другого также малоизвестного в широких кругах бизнесмена, а именно Артема Аветисяна, главу группы «НЭО Центр», специализирующейся на оценочной деятельности. Однако Аветисян стал лишь директором одного из направлений – «Новый бизнес». Направление «Молодые профессионалы» возглавил Дмитрий Песков, руководитель проектной группы «Метавер». Курировать социальные проекты АСИ будет Владимир Яблонский, с 1993 года возглавляющий главную аналитическую структуру правительства Москвы в образовании, государственное образовательное учреждение «Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе». И Песков, и Яблонский также рассматривались на роль генерального директора АСИ, однако победу, как уже было сказано выше, одержал Никитин.
В результате конкурсного отбора были выбраны не только генеральный директор и руководители направлений, а также экспертный совет, куда по замыслу Путина вошли преимущественно представители бизнеса. В наблюдательный же совет, помимо самого премьер-министра, вошли министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Сбербанка Герман Греф, президент «Деловой России» Александр Галушка, председатель Банка развития ВЭБ Владимир Дмитриев, глава АСИ А.Никитин, экономист и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев и председатель совета директоров консалтинговой компании Ward Howell Сергей Воробьев5.
Окончательно структура АСИ была закреплена распоряжением правительства РФ от 11 августа 2011 г. №1393-р. По этому документу агентство утверждалось как автономная некоммерческая организация. Ежегодный бюджет агентства будет составлять порядка 100-200 млн. руб. Деньги будут поступать в виде спонсорской помощи из крупных коммерческих банков6. Можно сказать, что именно с 11 августа 2011 г. АСИ начало свою официальную деятельность.

Основные текущие проекты: дорожные карты

На съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», который состоялся 21 декабря 2011 г., В.Путин предложил сформулировать и воплотить Национальную предпринимательскую инициативу по улучшению инвестиционного климата в России. Данная инициатива включает в себя 22 предложенных предпринимателями проекта, направленных на улучшение условий ведения бизнеса в России.
Уже 16 февраля 2012 г. на открытии Красноярского экономического форума (КЭФ) обсуждались первые четыре проекта национальной предпринимательской инициативы (НПИ) в области экспорта, таможенного регулирования, энергетической инфраструктуры, а также строительства. На форуме было решено, что в кратчайшие сроки по каждому из проектов будет написана «дорожная карта» - план мероприятий, обязательных для выполнения.
«Дорожные карты» создаются в АСИ в специальных рабочих группах, в которые входят чиновники и представители бизнеса.
«Дорожные карты» по первым четырем проектам были подготовлены в конце апреля 2012 г. Буквально через пару дней, 3 мая, В.Путин на заседании наблюдательного совета агентства поручил Минэкономразвития доработать подготовленные «дорожные карты» и утвердить их в постановлениях правительства или указах президента.
Констатируется, что некоторые негативные особенности развития российской экономики (особенно в строительстве, энергетике, экспорте и таможне) значительно усложняют реализацию комплексных инвестиционных проектов на территории страны. Достаточно сказать, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business к апрелю 2012 г. Россия занимала 120-е место из 183-х возможных. Однако даже более показательным можно считать то обстоятельство, что на этих проблемах в одном из своих выступлений, а именно на форуме «Россия 2012», акцентировал внимание сам В.Путин. Премьер поставил цель к 2020 г. подняться с нынешних 120-х мест до 20-х.
Doing Business
Doing Business – ежегодное исследование Всемирного банка, которое составляется по результатам оценки десяти показателей, среди которых простота регистрации предприятия, получения разрешения на строительство, подключения к электросетям и надежность защиты инвесторов. Высокое место в этом рейтинге означает, что государственные регулирующие органы создают благоприятную атмосферу для ведения бизнеса. По результатам 2012 г. Россия заняла 120-е место.
Doing Business составляется с 2003 г. и публикуется обычно осенью. Вся информация по методологии и самим показателям находится в открытом доступе.