| Новый рейтинг военного влияния государств 
 Москва,  8 апреля – Центр политической информации (ЦПИ) разработал новый рейтинг  военного влияния государств, который включает более широкий анализ  показателей нежели просто количественное и качественное состояние  вооруженных сил той или иной страны. «Мы  учли эффективность затрат государств на вооруженные силы, способность  применять «мягкую силу», экономику и объем собственных природных  ресурсов, качество и стабильность управления, наличие военных союзов и  много другое, что не входит в большинство действующих рейтингов», -  отметил автор исследования и генеральный директор ЦПИ Алексей Мухин. По  его словам, комплексный анализ «военной или национальной мощи» меняет  привычную расстановку первой тройки государств – Россия, США и Китай,  хотя все три участника в ней по-прежнему присутствуют. «Все  рейтинги и оценки военной/национальной мощи являются условными и  дискуссионными. Действительный потенциал может показать только реальный  конфликт, и на его исход влияет множество факторов», - считает Мухин. Полный текст исследования доступен на сайте ЦПИ. Ниже представлено его краткое содержание и собственно рейтинг: 
 Недостатки существующих рейтингов Оценки большинства действующий рейтингов сводятся к сравнению количественных материальных показателей. Уже эти оценки чаще всего выводят Россию на 2-е место в мире после США.  При  этом, как правило, не учитываются многие критерии, например, наличие  ядерного оружия, качественные показатели военного и политического  руководства страны, т.н. «мягкая сила» и т.п. Плюс  не учитываются санкции и систематическое проявление недобросовестной  конкуренции со стороны США на мировом рынке вооружений – как следствие,  недооценка оборонного потенциала России. Малоизученным остается фактор неопределенности (т.н. «черные лебеди»), который может в одночасье перевернуть любые выводы, основанные на количественных показателях. Текущий уровень оборонного потенциала РФ полностью отвечает тем целям и задачам, которые закреплены в российской «Стратегии национальной безопасности» и «Военной доктрине». 
 Сравнительный анализ неучтенные преимущества (потенциала РФ) Сравнение  с советскими показателями не совсем корректно. Текущий уровень сил РФ  уступает количественно, но исторический опыт СССР показал, что чрезмерное  перенапряжение ресурсов приводит к разбалансировке всей системы  госуправления и социально-экономических отношений в обществе. ИМИДЖ:  Последние качественные изменения в российской армии были не только  поддержаны обществом, но и стали предметом национальной гордости  (престиж армии, социология). ЛИЧНЫЙ СОСТАВ: Текущая смешанная система комплектования отвечает возросшим требованиям к подготовке личного состава (+лучшие возможности мобилизации). Общая численность личного состава подобрана оптимально, исходя из потребностей в текущих служебно-боевых задачах. Возрос уровень довоенной подготовки граждан – усиление патриотизма и ответственности перед Родиной среди молодежи. УПРАВЛЕНИЕ: Способность государства создавать сложные и одновременно высокоэффективные системы управления военной инфраструктурой – один из неучтенных показателей военной мощи. В РФ: повышение уровня управляемости – через создание Национального центра управления обороной (НЦУО РФ). +Внедрение решений в области управления, в том числе, основанных на применении искусственного интеллекта (ИИ).  Наращивание объемов ВОЕННЫХ РАСХОДОВ автоматически не означает достижения военного превосходства. Текущий уровень государственных трат РФ на оборону является оптимальным, а его снижение, в основном, вызвано выполнением программы «Гособоронзаказа до 2020 года». Контраст: Саудовская Аравия  тратит на оборону больше (3-я в мире по тратам) фактически вынуждена  закупать американское вооружение для подтверждения своей лояльности.  +Неудачи КСА на Ближнем Востоке. Немногие страны-лидеры рейтингов способны самостоятельно проецировать военную силу за пределы своих границ. Сирийская кампания. Гуманитарные миссии («мягкая сила»). ВООРУЖЕНИЯ: Недооценен фактор ядерного потенциала.  Российская ядерная триада по-прежнему является не только гарантом  безопасности нашего государства, но и сохранения стабильности в  глобальном масштабе. В тактическом ядерном оружии (ТЯО) РФ превосходит США. Отсюда беспокойство США и попытки изменить ситуацию. Наличие ТЯО позволяет России минимизировать затраты на обычные вооружения. Россия является одной из немногих стран, которая может самостоятельно осуществлять все производственные процессы и имеет существенные запасы необходимого сырья для производства ЯО. Только две страны в мире — Россия и США — обладают полноценной стратегической системой ПРО. Только  ограниченное количество стран, среди которых и Россия, имеют  возможность разрабатывать, производить и эффективно применять современное ракетное вооружение. Россия – первая страна мира, успешно испытавшая гиперзвуковое оружие. 
 ДОПФАКТОРЫ ДЛЯ РФ: высокий уровень стабильности состояния политических институтов государства; способность и возможности государства формировать военные союзы (ОДКБ –  успешный проект, несмотря на сложности); консенсусность и учет мнений  союзников (отличие от США, диктующих условия); последовательность в  защите интересов – своих и союзников (как следствие, рост  привлекательности РФ как поставщика и партнера). 
 РЕЙТИНГ ВОЕННОГО ВЛИЯНИЯ СТРАН.  Уровень военного влияния учитывает не только оборонный потенциал, но и  другие факторы. Исходя из этого, рейтинг 15 сильнейших в этом отношении  государств выглядит следующим образом. | 1 | Россия | Стабильность  политических и военных институтов. Паритет с передовыми мировыми  державами. Участие в разрешении большинства мировых вооруженных  конфликтов. Эффективно реализует гуманитарные и миротворческие миссии.  Способна создавать и поддерживать полноценные военные союзы различных  форматов.   В разрешении  конфликтов исходит из позиции невмешательства во внутренние дела  государств, поддерживая законно избранные правительства. Внедряет  эффективные и гибкие финансовые инструменты поддержания национальной  мощи, гарантирующие сохранение внешнего влияния и сохранение внутренней  обороноспособности.  |  | 2 | США | Несогласованность  действий в высших звеньях государственного и военного управления.  Оборонный потенциал гарантирует полную защиту территории с возможностью  проецировать военно-политическую силу на нескольких направлениях сразу.   Гуманитарные  и миротворческие миссии - с разной степенью успешности. В ВТС с  союзниками и партнерами нередко пользуется механизмами давления. Высокий  уровень трат на военные нужды. Эффективность распределения ресурсов  подвергается сомнению: значимая часть средств направляется на содержание  большого количества военных баз за рубежом и ведению нескольких военных  кампаний.  |  | 3 | Китай | Стабильность  политических и военных институтов, демонстрирующих способность к защите  интересов на международной арене, но не всегда готовых к активным  действиям. Развивает качественный и сохраняет количественный потенциал  вооруженных сил. Имеется возможность проецировать военно-политическую  силу, но нет реального для этого опыта. Готовность жертвовать  собственными ресурсами для поддержания региональной и глобальной  безопасности не очевидна.   В ВТС с  партнерами в качестве импортера вооружений нередко пользуется  механизмами нелегального копирования технологий, что осложняет  сотрудничество. За последнее несколько десятилетий не вступала в прямой  или опосредованный  вооруженный конфликт. Сохраняет высокий уровень трат  на военные нужды.  |  |   4 5  |   Франция Велико-британия  | Обладают  относительной стабильностью политических и военных институтов. Активно  развивают качественный потенциал вооруженных сил. Имеют возможность  проецировать военно-политическую силу в ограниченном масштабе и зачастую  действуют в качестве вспомогательных сил США. Принимают ограниченное  участие в миротворческих миссиях. В разрешении конфликтов исходят из  позиции активного вмешательства во внутренние дела государств.  Положительные итоги участия в последних вооруженных конфликтах не  очевидны. Имеют относительно высокие траты на оборонные нужды. |  |   6 7  |   Индия  Пакистан  | 
   Больше  сосредоточены на решении внутренних проблем и разрешением двусторонних  пограничных конфликтов. Обладают значительными количественными военными и  людскими  ресурсами, а также имеют ядерный потенциал, способный  гарантировать защиту территории. Во внешней политике больше занимают  пассивную позицию.  Возможности для ограниченной проекции военно-политической силы, но нет реального опыта.  |  |   8 9 10  |   Турция Иран Израиль  |   Сохраняют  количественный и развивают качественный уровень оборонного потенциала  на приемлемом уровне. Ограничиваются интересами внутри своего региона,  но могут занимать активную позицию в международных делах. Имеют  определенный потенциал для распространения «мягкой силы» на соседние  страны, участвуют в формировании коалиций. Имеют сбалансированный  военный бюджет. Оборонный потенциал Турции и Ирана больше сосредоточен  на количественных показателях, а Израиля — на качественных.  |  | 
   11 12  |   Южная Корея Япония |   Имеют  высокий уровень оборонных трат. Ограничиваются интересами внутри своего  региона, но также могут занимать активную позицию в международных  делах. Участвуют в формировании коалиций, но, в основном, рассчитывают  на союзническую помощь США. Имеется ограниченный потенциал для проекции  военно-политической силы в регионе, но  нет реального для этого опыта.  |  | 
   13 14 15 |   Италия Германия Польша  |   Проявляют  стремление к увеличению качественных показателей оборонного потенциала,  формируют свою оборонную политику исходя из союзнических обязательств в  рамках НАТО, но при этом Италия имеет и развивает свои  военно-политические интересы за пределами Европы. Периодически принимают  участие в разрешении некоторых вооруженных конфликтов, в качестве  политико-дипломатической и миротворческой силы.  | 
 
   Читать доклад 
 |