[image: image2.jpg]"4 UEHTP 3
| NMOAUTUYECKO
L WH®OPMALLUN




[image: image1.jpg]L|] LLEHTP MOAUMTUYECKOA UH®OPMALLMU





ЧЕРНЫЙ ПИАР 90-Х ВОЗВРАЩАЕТСЯ? - ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН НА НОВОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ
 

В 2012 году новый импульс получили информационные войны не только в политической жизни, что было ожидаемо в год президентских выборов, но и в бизнес-среде. Все чаще стали звучать сравнения с лихими девяностыми. 

Действительно, психологические методы работы с аудиторией практически не изменились по сравнению не только с девяностыми годами прошлого века, но и с более давними временами: использование софизмов, искажение тезисов, смещение акцентов, превентивная критика возможных контраргументов, ссылка на авторитеты и так далее.  

Зато изменились каналы распространения и методы подачи информации, что связано с концентрацией аудитории, в том числе молодой и некритичной, в интернете, в том числе в социальных медиа.  По данным ВЦИОМ, в 2012 году 82% российских пользователей интернета имели хотя бы один аккаунт в социальной сети. 

Ориентируясь на уровень значительной доли аудитории, черные пиарщики скорректировали методы работы. В результате отдельные технологии вброса компромата утратили всякое изящество, что будет проиллюстрировано ниже.

Крайне популярным стал метод многократного размещения однотипных критических текстов на разных онлайн-площадках. Заказной характер таких массовых размещений для многих пользователей очевиден, судя по их комментариям, но заказчиков это не смущает. 

Одним из методов вброса компромата является цитирование источников на иностранных языках. Как правило, одно из русскоязычных СМИ добросовестно ссылается на зарубежный источник и приводит дословный перевод, где сомнительная информация сопровождается фразами "по слухам", "говорят, что", "по данным неназванного источника". После этого маргинальные российские СМИ, ссылаясь уже на приведшее перевод российское издание, публикуют данные без оговорок, которые могут поставить под вопрос достоверность информации. Таким образом, слухи в российском медиапространстве превращаются в факты, якобы подтвержденные зарубежными СМИ. Причем оригинал публикации может быть взят даже не из зарубежного СМИ, а из зарубежного блога. Но в процессе перепечаток статус источника сильно меняется. 

Более сложным, но и более действенным методом является вывод инфоповода в авторитетные зарубежные СМИ. Чаще всего это делают за счет привлечения к распространению информации зарубежных правозащитных или экологических общественных организаций. 

В отношении промышленных групп распространен, как и раньше, экологический шантаж. Панические слухи о предприятии как потенциальном источнике экологических катастроф тиражируются со ссылкой на природозащитные организации и результаты проверок Росприроднадзора, и тот факт, что в процессе тиражирования исходная информация значительно трансформируется, мало смущает читателей. 

Стоит упомянуть такой метод "отмывания" информации как ссылка на труднодоступные и авторитетные в глазах аудитории источники. Часто информация о том, что то или иное предприятие может в ближайшее время стать источником экологических или техногенных катастроф, вбрасывается со ссылкой на исследования российских и зарубежных научных институтов.   

В условиях переизбытка информации, когда пользователь интернета физически не успевает прочитать все ссылки, которые ему присылают, и все ленты, на которые подписан, особое значение приобретает визуализация пропаганды. Иллюстрации, демотиваторы и видеоролики позволяют обойти критические барьеры рационального мышления. Здесь нельзя говорить о каких-то новых психологических приемах. Как в середине прошлого века чилийская La Segunda публиковала фотографии Сальвадора Альенде рядом с фотографиями разделанных туш, так сегодня информация о промышленных группах соседствует с фотографиями дымящих труб и пересохших рек. 

Особое значение приобрела адресная работа с посетителями конкретных площадок социальных медиа. Это связано с тем, что пропаганда вышла из соцмедиа в офлайн, минуя традиционные СМИ. Ярким примером может служить появившаяся в 2012 году "Добрая машина правды". 

Черный пиар стимулировал развитие в России эпистолярного жанра. Открытые письма, адресованные общественности, лидерам мнений и представителям власти, и рассказывающие об озабоченности простых россиян деятельностью той или иной компании, как правило, содержат бездоказательные обвинения, зато широко расходятся в СМИ.

Старинным и по-прежнему действенным методом убеждения остается ссылка на лидеров мнений. В Рунете в роли таких лидеров часто выступают не авторитетные люди, которых есть за что уважать, а просто популярные блогеры с большим количеством читателей, личные качества и профессиональные заслуги которых мало кому известны. 

Другой не теряющий популярности инструмент черного пиара был описан в 1918 году в книге "Искусство спора" русским ученым Сергеем Поварниным, специалистом по логике и риторике. Поварнин назвал этот метод призывом "к городовому" и отнес к категории непозволительных уловок "механического" характера. Например, компания опровергает слухи о грядущей техногенной катастрофе. Журналист пишет: "А Ростехнадзор думает иначе", - и приводит результаты проверки в лучшем случае годичной давности, все замечания по которой давно устранены. 

В результате искусственной деформации информационного поля по открытым источникам бывает сложно определить истинное положение дел. Ниже приведены фрагменты исследования трендов современного манипулятивного пространства. Даны типичные примеры действий, которые были призваны нанести ущерб репутационному капиталу четырех организаций из разных отраслей: химическому предприятию, энергетической компании, финансовой группе, нефтяной компании и автоконцерну.   

ГРУППА ВТБ

С 2008 года длится конфликт ВТБ с миноритарным акционером Алексеем Навальным. Тогда основатель "РосПила" обвинил ОАО "ВТБ Лизинг" в покупке 30 китайских буровых установок по цене, в полтора раза превышающей официальную цену производителя. Навальный требовал признать сделку по покупке 30 буровых установок ничтожной, но в январе 2012 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отказал ему в иске, подтвердив судебные акты первой и апелляционной инстанций.

Еще один повод для критики в адрес ВТБ возник после того, как 24 февраля 2011 года стало известно о приобретении ВТБ контрольного пакета акций "Банка Москвы". Группу стали обвинять в рейдерском захвате этого банка.

1. Тиражирование информации о ненадежности ВТБ как делового партнера

Доклад для зарубежных финансистов. 10 сентября 2012 года на сайте британского аналитического центра "Общество Генри Джексона" (The Henry Jackson Society) был опубликован посвященный Группе ВТБ доклад под названием: "Достойный участник мировых финансовых рынков? Пристальный взгляд на практику работы Группы ВТБ". Основной тезис доклада: злоупотребления и нелегальные схемы работы ВТБ делают рискованным сотрудничество с предприятиями группы, о чем не должны забывать западные финансисты и инвесторы. Авторы доклада – Фонд борьбы с коррупцией, созданный Навальным, и "Общество Генри Джексона". 

11 сентября Навальный в своем блоге в LiveJournal анонсировал доклад и дал ссылки на его английскую и русскую версии, подчеркнув, что "Общество Генри Джексона" является "одним из самых уважаемых think tank в области международных отношений в Британии". 

"Общество Генри Джексона" было основано при Кембриджском университете в 2005 году и существует за счет частных пожертвований. До публикации совместного с Навальным доклада аналитический центр не был широко известен в России. С момента основания организации в 2005 году по 9 сентября 2012 года "Общество Генри Джексона" упоминалось в официальных российских СМИ 82 раза, а с 10 сентября 2012 года (день публикации доклада на сайте организации) по 8 февраля 2013 года – 140 раз. 

Малоизвестный в России британский центр распространил доклад среди западных СМИ. 11 сентября не менее 29 российских интернет-СМИ, рассказывая о докладе, ссылались на сообщение Reuters. В ВТБ не сочли возможным игнорировать резонанс и в тот же день выступили с резким заявлением о заказном характере доклада, что укрепило медиаприсутствие инфоповода. 

Вброс информации в западные СМИ гарантировал совместному докладу долговременное присутствие на страницах российских изданий. 7 февраля 2013 года не менее четырех российских интернет-изданий сослались на публикацию The Financial Time, в которой ВТБ был упомянут в контексте доклада.  

"Банк Москвы". 24 июля 2012 года "Известия" писали, что ВТБ, которому принадлежит 95% "Банка Москвы", тянет из санируемой "дочки" средства, выданные Центробанком. Ссылаясь на мнение двух экспертов, в статье под заголовком "ВТБ оздоравливается за счет Банка Москвы" газета утверждала, что ВТБ использует Банк Москвы как техническую компанию. 

Блог сотрудников "Банка Москвы" и блог "анти-ВТБ" предположительно ведутся в интересах бывшего главы "Банка Москвы" Андрея Бородина. Пользователи площадок собирают компрометирующие ВТБ публикации СМИ и генерируют собственный контент, призванный показать, что ВТБ занимается рейдерством, а в случае с "Банком Москвы" изымает в свою пользу все активы "дочки". Автор записи от 13 марта 2012 года утверждает: "В случае неблагоприятного для Группы ВТБ развития ситуации (прекращения или сокращения господдержки) долги Группы будут переданы Банку Москвы".

Обвинение в нецелевом расходовании средств. 10 апреля 2012 года банкир Александр Лебедев в своем блоге обвинил президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина в нецелевом расходовании средств банка. Лебедев опубликовал фотографии самолета и яхты, якобы купленные Костиным на подставные структуры и эксплуатируемые за счет средств госбанка. 

Публикация репутационно неблагоприятных историй многолетней давности без привязки к актуальному инфоповоду. 30 июля 2012 года "Ведомости" опубликовали посвященную ВТБ статью "Кредитная история". У статьи нет инфоповода. Материал начинается с короткого упоминания об истории с буровыми установками "ВТБ Лизинга", "когда больше $150 млн ушло каким-то посредникам", и с упоминания случая, когда "менеджеры кипрской "дочки" банка вдруг оказались ее совладельцами". 

Дальше газета пишет: "Ведомости" предлагают еще несколько похожих историй", - и приводит несколько неблагоприятных для ВТБ историй многолетней давности.

2. Обвинение в использовании силовиков для борьбы с миноритарием

4-5 сентября 2012 года ВТБ в рамках пресс-тура вывез в Оренбургскую область и в Ямало-Ненецкий автономный округ своих миноритариев и активных блогеров, чтобы показать полноценно работающие буровые установки ОАО "ВТБ Лизинг". Навальный был среди приглашенных, но следователи отказали ему в поездке, поскольку 5 сентября блогер, являющийся обвиняемым по делу "Кировлеса" и свидетелем по уголовному делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая, был вызван на допрос в Следственный комитет. 

3 сентября Навальный в своем блоге написал, что следователи не пустили его в организованную ВТБ поездку, подчеркнув, что не имеет претензий к ВТБ в связи с отказом СК, и в очередной раз наглядно изложил свои вопросы по буровым установкам.  

5 сентября адвокат Навального Вадим Кобзев заявил "Интерфаксу", что вызов Навального на допрос является формальным предлогом для того, чтобы отказать ему в посещении буровых установок ВТБ. 

3. Сравнение руководителя ВТБ с уголовным авторитетом

30 января 2013 года на сайте издания The Moscow Post появилась статья под заголовком "Давос принял банкира за "Деда Хасана"?". 

Автор статьи приводит образные сравнения, необъяснимые с точки зрения логики, при этом ссылается на мнение анонимного "западного эксперта", который якобы заявил, что в Давос Россия привезла два похожих бренда – Андрея Костина и Деда Хасана, похороны которого были во время саммита одной из самых обсуждаемых в России тем. 

"Оба деда, не уступавшие друг другу в рейтингах упоминаемости СМИ, настолько переплелись в сознании участников форума, что слились в один собирательный образ, который и поставил крест на усилиях российской делегации по привлечению инвесторов в национальную экономику", - утверждает автор статьи.

"ТРАНСНЕФТЬ"

Один из наиболее резонансных конфликтов, в которые втянута компания, это противостояние с миноритарным акционером Алексеем Навальным, которое вышло на новый уровень после того, как 16 ноября 2010 года в блоге Навального появился пост о многомиллиардных растратах "Транснефти" при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО). 

В декабре 2012 года претензии к "Транснефти" появились у шести авиаперевозчиков, которые закупили около 50 одномоторных американских вертолетов Robinson под нужды дочерних структур нефтяной компании. 19 декабря руководство "Транснефти" приняло решение о запрете одномоторных вертолетов в связи с их недостаточной надежностью: накануне вертолет Robinson R44, облетавший нефтепровод Малгобек–Тихорецк, совершил аварийную посадку из-за обледенения. Авиакомпании-подрядчики заявили о нанесенном им многомилионном ущербе. 

1. Обнародование конфиденциальной информации из доклада аудиторов по ВСТО

23 июля 2012 года "Транснефть" сообщила, что после того, как Навальный вывесил материалы аудита строительства трубопровода ВСТО, недобросовестным подрядчикам стали известны методы работы аудиторов, и они сумели найти новые лазейки для вывода денег. Из-за этого "Транснефть" недосчиталась 3 млрд рублей.

2. Обвинение в фабрикации уголовного дела в качестве мести за вскрытие фактов хищения

31 июля 2012 года Навальный в своем блоге разместил пост "как я украл весь лес", где рассказал о следствии по делу "Кировлеса". Блогер не утверждал напрямую, что возбуждение уголовного дела против него стало следствием его конфликта с "Транснефтью". Под номером один он писал: "Мой пост "Как пилят Транснефть" вышел 16 ноября 2010 года". Номером вторым шла ссылка на заметку от 3 декабря 2010 года, в которой говорится, что источник в МВД обвинил Навального в причастности к "ряду крупных коммерческих сделок очень сомнительного свойства". В третьем пункте Навальный написал, что "доблестная заряженная милиция начинает фабриковать дело по "Кировлесу".

3. Обвинение в махинациях

Тиражирование видеороликов с обвинениями. Видео "Трубоеды. Как пилят в Транснефти. Embezzlement in Transneft", загруженное на YouTube 20 ноября 2010 года, было дважды вновь размещено на этой площадке в 2012 году. На видео Навальный рассказывает, что к нему попали материалы, предоставленные "Транснефтью" по запросу Счетной палаты, когда в 2008 году ведомство проверяло строительство ВСТО. Навальный в кадре говорит, что результаты проверки были засекречены, и утверждает: "Написано здесь фактически, что миллиарды долларов были украдены в ходе реализации этого замечательного национального проекта". Ролик длится меньше пяти минут. 

11 января 2012 года на YouTube был размещен англоязычный ролик канала France24, посвященный уголовному преследованию Навального по делу "Кировлеса" и начинающийся с описания претензий блогера к "Транснефти".

Ложное цитирование экспертных высказываний. 16 января 2013 года на сайте The Moscow Post появилась статья с заголовком "Вертолетный распил" в "Транснефти"?". 

В части, посвященной отказу "Транснефти" от использования вертолетов Robinson R44, издание дает ссылку на посвященную этой же теме статью "Известий" от 10 января, а дальше с собственными резко негативными комментариями приводит большое количество фрагментов этой статьи.

Но мнение эксперта, приведенное в статье "Известий", The Moscow Post меняет на противоположное. "Известия" пишут: "По мнению [председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаила] Казачкова, коррупции в этом вопросе не просматривается и никакой выгоды "Транснефть" от такого решения не получает". 

The Moscow Post утверждает обратное: "Эксперты уверены, что в этом случае, скорее всего, содержался "коррупционный момент". 

"Известия" приводят слова эксперта о том, что из-за покупки часто выходящих из строя вертолетов "Транснефть" сама несет большие убытки, и винит в сложившейся ситуации некомпетентность руководства нефтяной компании. The Moscow Post, резюмируя мнение того же эксперта, эмоционально спрашивает: "Вполне возможно, что американские производители Robinson R44 банально дали гигантскую взятку руководству "Транснефти", чтобы компания использовала именно их вертолеты?!"
Сделанные выводы автор статьи The Moscow Post вынес в начало публикации. Фактически полностью процитировав выдержанную и лишенную каких-либо обвинений статью "Известий", он заключил, что отказ компании от использования Robinson приведет к возбуждению уголовного дела по факту коррупции в госкомпании, а "Транснефть" может превратиться во "второй Оборонсервис". 

4. Публикация ложных сведений о причастности руководителей компании к управлению сомнительными организациями

8 февраля 2013 года пресс-службе "Транснефти" пришлось опровергать информацию, появившуюся ранее на сайте компании Rosfuel.  

На сайте Rosfuel в разделе "Руководство компании" среди членов совета директоров указаны председатель совета директоров "Транснефти" Маттиас Варниг и член совета директоров, президент компании Николай Токарев. В опровержении подчеркнуто, что представители "Транснефти" никогда не входили в состав руководства Rosfuel.

В официальном сообщении "Транснефти" сказано, что, вероятно, причиной размещения дезинформации являются "мошеннические действия организованных преступных группировок, специализирующихся на шантаже топ-менеджмента крупных российских и зарубежных компаний, работающих в сфере ТЭК".  

"ТОЛЬЯТТИАЗОТ"

2012 год предприятие встретило в состоянии конфликта с одним миноритарным акционером и с одной компанией, претендующей на статус миноритария. ОХК "Уралхим", имеющий 9,7% акций "Тольяттиазота", настаивает на возбуждении серии уголовных дел по факту вывода активов компании. В 2012 году миноритарий уже добился возбуждения двух уголовных дел в отношении неопределенных лиц из числа представителей "Тольяттиазота". 

В октябре 2012 года Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил прекратить дело ирландской компании Eurotoaz Limited, которая добивалась включения ее в реестр акционеров "Тольяттиазота", в связи с истечением срока давности. Ниже приведены основные направления информационных атак.
1. Попытка увязать руководство компании с оппозиционными силами

Дружба и партнерство с Березовским. 16 апреля 2012 года газета "Наша версия" опубликовала статью "Бой БАБа" с подзаголовком "Руководство "Тольяттиазота" готовит плацдарм для триумфального возвращения Березовского в Россию". Автор статьи утверждает, что "Тольяттиазот" финансирует "тольяттинскую группировку", "интеллектуальным ядром" которой является Борис Березовский. На эту публикацию, не содержащую ни одного упоминания об источнике информации, ссылаются записи не менее чем 96 онлайн-площадок. 

Спонсорство оппозиционного канала. В августе 2012 года в СМИ появилась информация о том, что бывший владелец химкомбината «Тольяттиазот» Владимир Махлай является одним из основных спонсоров российского оппозиционного телеканала. 15 августа на сайте интернет-СМИ «Век» появилась статья под заголовком "Махлай обзаведется кнопкой". Автор текста утверждает, что финансовый вклад Махлая в новый интернет-канал оппозиции будет не меньше вклада Бориса Березовского, причем в качестве источника информации дана фраза "как выяснили журналисты".

Антипутинская интерпретация интервью. 13 декабря 2012 года на сайте The Huffington Post было опубликовано интервью с Сергеем Махлаем, в котором председатель совета директоров "Тольяттиазота" рассказал, почему в начале октября сотрудники предприятия провели митинг против Pussy Riot. По словам Махлая, за годы президентства и премьерства Владимира Путина простые россияне обрели уверенность в завтрашнем дне, и их глубоко возмутило выступление панк-группы. 

В феврале 2013 года это интервью внезапно обрело большую популярность в российских интернет-источниках. Позицию Махлая, заявившего, что Путин многое сделал для укрепления государства, стали называть антипутинской с подачи политолога Владимира Прибыловского. 4 февраля на сайте ИА "Росбалт" появилась публикация с заголовком "Глава "Тольяттиазота" Сергей Махлай дал провокационное анти-кремлевское интервью", в которой приведены слова Прибыловского, предположившего, что цель проведенного на "Тольяттиазоте" митинга и последующего интервью заключалась в том, чтобы "представить Россию страной дремучего народа, который в духе маоцзедуновщины и сталинских процессов 30-х годов требует расправы над тремя женщинами и главное – все это якобы в поддержку Владимира Путина". Прибыловский среди прочего известен своей книгой "Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина", написанной в соавторстве с Юрием Фельштинским, соавтором книги "ФСБ взрывает Россию". 

Обвинения в адрес руководства предприятия: с показным шиком транжирят за рубежом выведенные с завода деньги. 2 июля 2012 года на сайте inoСМИ.Ru появился перевод статьи "Швейцарский отель продадут российским инвесторам", опубликованной в швейцарском издании Tribune de Geneve. В статье говорилось, что "по информации осведомленных источников", владелец расположенного в центре Базеля отеля Les Trois Rois ("Три короля") в начале 2012 года начал переговоры с российско-швейцарскими инвесторами о продаже гостиницы. В переводе статьи говорится: "Как предполагается, эти инвесторы представляют совладельца и генерального директора химического завода "ТольяттиАзот" Сергея Махлая".  Не менее 53 российских СМИ и информационных сайта распространили эту информацию. 

25 мая сайт inoСМИ.Ru опубликовал перевод статьи французской Agora Vox под заголовком "Футбол - любимый спорт российских олигархов". Журналист пишет: "Вчера мне позвонил старый университетский приятель. Сейчас он живет в Лихтенштейне и страстно болеет за футбольный клуб "Вадуц". Трясущимся голосом он поведал мне о слухах, из которых следует, что владельцы команды в настоящий момент ведут переговоры о продаже ее акций за солидную сумму богатому российско-швейцарскому бизнесмену (он руководит крупным химическим заводом в Тольятти)". В 81 сообщении русскоязычных электронных СМИ и информационных сайтов упоминалось намерение Сергея Махлая купить "Вадуц". 

2. Обвинения в невыполнении экологических требований

Утечка аммиачной воды из цистерны грузового поезда. 7 февраля в Новосибирской области была обнаружена утечка аммиачной воды из цистерны грузового поезда. Груз принадлежал "Тольяттиазоту". После устранения последствий и проведения проверки надзорные органы сообщили, что в результате происшествия нет ни жертв и пострадавших, ни экологической угрозы. 20 февраля пресс-служба "Тольяттиазота" распространила пресс-релиз, в котором объяснила, что согласно регламенту ответственность за безопасность грузовых вагонов после подписания акта приемки лежит на грузоперевозчике, поэтому обвинения в адрес завода безосновательны. Но еще раньше, 13 февраля, появилась информация о том, что экологи Новосибирского регионального отделения "Российской экологической независимой экспертизы" направили в межрайонную природоохранную прокуратуру по Новосибирской области заявление с требованием возбудить уголовное дело против "Тольяттиазота", что стало самостоятельным инфоповодом. 

Обвинения в нарушении природоохранного законодательства. 3 апреля 2012 года организация "Зеленый патруль" подала заявление в Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области по 33 эпизодам нарушения природоохранного законодательства. "Тольяттиазот" - одно из шести предприятий, в адрес которых экологи выдвинули наиболее серьезные обвинения.

Митинг. 4 мая 2012 года в Тольятти прошел митинг местных жителей против экологической политики "Тольяттиазота". 5 мая на YouTube был загружен видеоролик, представляющий собой репортаж с этого митинга, под названием "Жители Тольятти против "Тольяттиазота".
3. Попытки поссорить руководство предприятия с работниками

Слухи о продаже "Тольяттиазота" китайской Hubei Yihua Chemical Industry Co Ltd. В августе 2012 года пресс-службе "Тольяттиазота" пришлось опровергать информацию о грядущей продаже контрольного пакета акций китайской Hubei Yihua Chemical Industry Co Ltd. Такая информация распространилась в СМИ 16 августа, когда ИА "Росбалт" сообщило о ведущихся переговорах. "Росбалт" взял информацию из записи в блоге на сайте DigitalJournal.Com, который, в свою очередь, ссылается на сайт Tilde Finance, опубликовавший новость о переговорах со ссылкой на неназванный источник в "администрации города Хубэй" (administration of Hubei city). На самом деле Хубэй – название китайской провинции, ее столица называется Ухань.  

Tilde Finance, как следует из информации на сайте, это группа финансовых аналитиков и экспертов со штаб-квартирами в Москве и Сан-Франциско. Сайт предоставляет информацию о происходящем на российском рынке. 

Новость о возможной продаже "Тольяттиазота" была встречена резкой критикой СМИ. Так, в статье "Нашей версии", опубликованной 3 сентября под заголовком "Тольятти продадут за юани", говорилось о том, что смена собственника обострит экологическую обстановку и приведет к массовому заселению региона китайцами. Материал вышел с подзаголовком "Вместе с химическим заводом китайцы захватят целый город, а возможно, и Самарскую область". 29 информационных сайтов сослались на эту статью, хотя она появилась через 17 дней после опровержения "Тольяттиазотом" информации о готовящейся сделке. 

Тиражирование слухов о переводе сотрудников на срочные трудовые договоры. 7 сентября 2012 года городской информационный портал Тольятти опубликовал новость "Собственники ТоАЗа хотят «по-тихому» уволить работников" о том, что до 30% сотрудников предприятия решено перевести на срочные договоры. Издание пишет: "Это приведет к тому, что рабочих смогут уволить в любой момент и по любому поводу, оставив без компенсаций и выплат". Под тем же заголовком эта новость появилась на сайтах АПН, газеты "Век", проекта "НацБез". 

Письма жителей. В конце марта 50 жителей Тольятти направили обращение президенту России Дмитрию Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину и секретарю Общественной палаты Евгению Велихову с просьбой о содействии в решении экологических проблем. "Экологическая обстановка, в которой долгие годы находится наш город и область, близка к критической", - говорилось в обращении. 

Как утверждала 26 марта 2012 года "Российская газета" в статье "Технология обмана" (не приводя, впрочем, доказательств), в начале года группа PR-специалистов из Москвы платила тольяттинцам по 5 тысяч рублей за подпись под однотипными письмами – жалобами на экологическую безответственность "Тольяттиазота".  

1 августа 2012 года ИА REGNUM опубликовало открытое письмо работников ОАО "Тольяттиазот" и жителей Тольятти председателю совета директоров предприятия Сергею Махлаю. Не приводя доказательств правдивости своих аргументов, авторы письма рассказывали о своей обеспокоенности ситуацией на "Тольяттиазоте", утверждая, что предприятие является потенциальным источником экологических и техногенных катастроф.

"АвтоВАЗ"

Описанный случай не является черным пиаром в чистом виде, но эта мошенническая схема нанесла компании репутационный ущерб. 

Ложное сообщение об обратном выкупе акций

20 декабря 2012 года в газете "Ведомости" на правах рекламы было опубликовано объявление о том, что накануне "АвтоВАЗ" объявил об обратном выкупе своих акций. 

Днем такая же информация появилась в лентах информационных агентств со ссылкой на заместителя гендиректора ООО "Лада Фаворит" Михаила Мыкало. В разосланном информагентствам сообщении говорилось, что "Лада Фаворит", дочернее предприятие "АвтоВАЗа", будет осуществлять обратный выкуп акций. 

В тот же день, 20 декабря, в газете "Коммерсантъ" была размещена реклама "Лада Фаворит", в которой говорилось о продаже автомобилей "АвтоВАЗа" по ценам на 15-20% ниже рыночных, а в качестве контактных телефонов были указаны номера "горячей линии" "АвтоВАЗа".

Сообщение об обратном выкупе, оказавшееся ложным, спровоцировало рост котировок акций автоконцерна. Стоимость обыкновенных акций "АвтоВАЗа" с начала торгов подскочила на 13%, привилегированных – на 9%. 

"АвтоВАЗ" оперативно заявил, что сообщение об обратном выкупе не соответствует действительности, а официального дилера "Лада Фаворит" у автоконцерна нет. 

По мнению экспертов, инициаторы вброса могли продать бумаги с премией до 15%. 






















[image: image3.png]Mocksa, 3y6oBckuii 6ynbBap, A.4,

noavesa "Cotos xxypHanucros Poccun”, 4 atax
+7(495) 637-48-85; +7(495) 637-49-54

E-mail. nfo.ru





PAGE  
8

[image: image1.jpg][image: image2.jpg][image: image3.png]